О проведении в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан единого урока, посвященного Содружеству Независимых Государств В соответствии с решением Совета министров иностранных дел государств - участников СНГ от 26 марта 2010 года, на основании письма Департамента общего образования Минобразования России от 13.12.2010 г. № 03-390 Министерство образования Республики Башкортостан рекомендует в декабре 2010 г. - январе 2011 года провести в общеобразовательных учреждениях уроки (классные часы), посвященные Содружеству Независимых Государств.
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению единого урока, посвященного Содружеству Независимых Государств в начальной школе (1 - 4 классы) Важная роль в развитии ребенка отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви к родной стране, к ее законам и символам. В 1 и 2 классах задачей урока является воспитание у детей положительного отношения к государственным символам своего государства и государств - участников СНГ (флаг, герб, гимн). Дети знакомятся с тем, что все они живут в определенном государстве. Для того чтобы в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности граждан - это Конституция (обязательно показать ее детям). На уроке целесообразно использовать изображения Государственных гербов и Государственных флагов государств-участников СНГ, репродукции произведений художников-пейзажистов, фотографии исторических памятников и особенных мест каждого государства, запись Государственных гимнов. Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе помогут записи народной музыки и песен. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственные гербы и флаги стран - участников СНГ. Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага своей страны, сравнить с цветовой гаммой флагов других государств. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственных флагов связаны с историей и культурой народов. При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить описать Государственный Герб своей страны, рассмотреть герба других государств-участников СНГ, найти отличительные особенности каждого. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона, затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре. Далее описываются особенные моменты, присущие гербу определенной страны. Важно обратить внимание учащихся на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. Следует обратить внимание детей на функциональное назначение государственного герба и флага. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: «Зачем нужен герб?»; «Зачем нужен флаг?»; «Где можно увидеть изображение флага и герба?». Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе Государственный флаг и Государственный герб. Герб также мы видим на денежных знаках стран, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов. Учащиеся знакомятся с гимном своей страны, сравнивают его с гимнами других государств-участников СНГ. Следует подчеркнуть, что гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда спортсмены той или иной страны выигрывают золотые медали, звучит гимн этой страны и понимается флаг государства.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению единого урока, посвященного Содружеству Независимых
Государств в 5-11 классах
Задачи
урока: на основе знаний, полученных школьниками на предыдущей ступени,
расширить их представления о Содружестве Независимых Государств, о символике
каждого государства и законодательно-правовой базе, о роли СНГ на международной
арене, об экономическом взаимодействии
государств - участников СНГ; содействовать воспитанию уважения к
социальным нормам и ценностям, к законам и символам государств-участников СНГ.
Ресурсные
материалы для проведения урока: политическая
или географическая карта Содружества Независимых Государств, изображение
государственных гербов и флагов, запись гимнов.
Возможные
методические приемы работы на уроке: беседа
с классом, описание символов государств-участников СНГ, объяснение учителя,
краткие сообщения школьников. Предпочтение дается активным формам работы
школьников, предусматривается привлечение актуального краеведческого материала. Урок можно провести в музеях разной
направленности.
В своем
вступлении учитель отметит необходимость и важность образования СНГ на
определенном историческом этапе развития общества. Подтверждается это ростом
числа государств-участников СНГ (первоначально в состав СНГ входило 3
государства, на данном этапе - 11).
При
проведении урока следует учитывать возраст учеников, степень их знакомства с
историей, географией и обществоведением. Например, в 5 классе можно опереться
на знания, полученные детьми в начальной школе и предложить им
коллективно-творческую работу «Панно дружбы»: учащиеся делятся на группы,
каждая группа выбирает одно - два государства и на заранее изготовленные
контуры данного государства наносят символы, природные богатства, основные
исторические и архитектурные памятники, музеи, национальную одежду. Затем
составляется общее панно. Объединяет его изображение солнца с лучами. На лучах
солнца ученики пишут пожелания Содружеству Независимых Государств. Во время
работы учащихся звучит музыка на разных языках, разных композиторов
государств-участников СНГ.
В 8-11 классах актуализируются знания по истории своей
страны и государств-участников Содружества Независимых Государств, отражающие
этапы становления государственности, формирование символики. Привлекаются
обществоведческие знания, представления об основных положениях Конституции,
моральных и правовых нормах, принятых в современном обществе и др. Учитель и
учащиеся отмечают, что первейшая обязанность государства - признание, соблюдение
и защита прав человека. Дополнительные ресурсы:
|