ДОБРОЕ СЛОВО – БАЛЬЗАМ ДЛЯ
ДУШИ
ЦЕЛЬ: Показать место СЛОВА в
деле воспитания хорошего человека
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
П. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Однажды очень богатый и знатный купец
(торговец) собрал гостей на меджлис. Один из гостей предложил хозяину :»Весь
город знает о том, что твой слуга является самым ловким и находчивым человеком.
Ты пошли-ка его на базар и пусть он принесет оттуда самую прекрасную вещь в
мире».
Хозяин призвал к себе Эзопа.
« Ты слышал, Эзоп? Сказал он.
– Вот тебе деньги, принеси кА из базара самую прекрасную вещь!»
Слуга ушел и вскоре вернулся с базара с
нужной покупкой. В руках его был поднос, накрытый белой салфеткой. Когда
подняли ее, то все увидели на нем лежащий язык.
«Эзоп, да это же простой язык!» -
воскликнул ошарашенный хозяин. «А, разве это не самое прекрасное на свете? При
помощи языка мы объясняемся в любви, говорим нежности, даем клятву, объявляем
об установлении мира и согласия, произносим слово «свобода» и восхищаемся».
Через некоторое время уже другой гость
предложил хозяину:
«Пусть твой слуга идет опять
на базар и принесет оттуда самую чудовищную вещь в мире».
Во второй раз Эзоп идет на базар и
приходит с тем самым же подносом. Подняв салфетку, хозяин нахмурился: «Эзоп, ты
ведь опять принес простой язык!»… «А разве это – не самая чудовищная вещь на
всем белом свете? При помощи его мы говорим слолва ненависти, изменяем друзъям,
объявляем о войнах и говорим слово «раб»
другим людям…»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В
ГРУППАХ:
- О чем идет речь в этой древней притче?
- О способности языка
сообщать хорошие и плохие новости, о способности обижать и радовать людей.
- Как он сообщает это все?
- Посредством слов.
- Какими бывают слова?
- И хорошими, и плохими, как
и известия.
- Значит, о чем мы будем говорить сегодня?
- О словах добрых и словах
плохих.
САМООЦЕНКА
Ш. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
1 задание (обсуждается в
группах)
Что такое «язык»?
Что такое «слово»?
Что такое «хорошо?
Какие пословицы и поговорки,
изречения о языке вы знаете?
- Одно доброе слово от тысяч
бед спасает.
- Доброе слово – мост в душу.
- Слово рождает слово.
- Слово и ранит слово и лечит
- Доброе слово – камень
растопит
-Сабля сгубила одного, язык –
армию.
Не верь словам врага.
2 задание (обсуждается в
группах)
Вспомните распространенные
среди учащихся ругательные слова и скажите: какими словами можно их заменить,
чтобы речь была культурной?
3 задание (обсуждается в
группах)
Приведите примеры из жизни,
которые подтверждают башкирскую пословицу: «Доброе слово – бальзам для души, а
слово злое – рана для сердца…»
4 задание (обсуждается в
группах)
Прочитайте и обсудите с товарищами 89
наставление Каюма Насыйри из его «Книги о воспитании»: «О сын мой, не произноси
слов, способных огорчить людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит,
обидит кого-нибудь. Бойся причинить обиды».
Что значит «обидеть
человека»? Как вы это понимаете?
САМООЦЕНКА.
1У. РЕФЛЕКСИЯ. О чем мы говорили? Что
полезного для себя узнали.
У.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать
сочинение, поговорив с родителями по данной теме.
Спасибо. Все свободны.
Кл.руководитель Салахова Д.С. |